20 Июн 2011 | ПУБЛИКАЦИИ

Неподъемная мебель: заоблачные цены и тяжелые материалы

| ПУБЛИКАЦИИ
Неподъемная мебель: заоблачные цены и тяжелые материалы

С 14 по 18 июня в Базеле прошла главная ярмарка коллекционного дизайна Design Miami/Basel. Самыми популярными ее темами были раритеты Жана Пруве, скандинавская мебель и светильники, а также авангардный современный дизайн из такого традиционного материала как камень.

Опубликовано в газете "Ведомости" в июне 2011 г.

Текст: Ольга Косырева

В этом году на выставке не было дизайнера популярнее Жана Пруве. Парижская галерея Jousse Entreprise посвятила Жану Пруве целый стенд: она выставляла часть металлической конструкции Ecole de Villejuif, изготовленной Пруве в 1957 году, и два десятка его стульев, кресел и столов разных лет. Еще одна французская галерея Patrick Seguin демонстрировала на своем стенде деревянный домик с металлическим каркасом, размером шесть на шесть метров, который Пруве разработал в 1944 году в качестве временного жилья для беженцев в городе Лоррене. Галеристы придумали целый перфоманс, чтобы продемонстрировать все достоинства этого сборно-разборного здания: каждый день бригада рабочих монтировала его на стенде галереи, а каждую ночь другая бригада – разбирала. «Такой интерес к Пруве не удивителен, - считает галерист Франсуа Лаффанур из парижской галереи Downtown, сразу после открытия выставки продавший стол и шесть стульев того же автора за 120 тысяч евро. – Пруве был мастером высочайшего класса, и сейчас дизайнеров такого уровня днем с огнем не найти». Его поддерживает Реми Гербо из Jousse Entreprise: «Пруве работал не с формами, а с конструкциями, изобретал способы упростить и удешевить их, сократить количество расходуемого материала. Оттого, что в его работах сильна именно техническая, инженерная сторона, они часто не воспринимались людьми как что-то ценное и, как следствие, плохо сохранились». Зато те, что сохранились, теперь стоят баснословно дорого. Доказательством тому – цена в полмиллиона евро, которую галерея Patrick Seguin выставляет за разбирающийся домик из Лоррена.

 

Отдельный тренд на рынке коллекционного дизайна – это так называемые переиздания, то есть более-менее серийный выпуск дизайнерской классики. Достаточно вспомнить коллекцию мастера ар деко Жан-Мишеля Франка, перевыпущенную модным домом Hermes, чьим сотрудником Франк был в 1930-е годы, а также постоянно пополняющуюся коллекцию I Maestri компании Cassina, куда в этом году вошли совершенно не известный широкой публике деревянный шезлонг Шарлотты Перриан и стеллаж с креплениями-тросами Франко Альбини. Последние три года швейцарская мебельная компания Vitra тоже радует малоизвестными или обновленными работами Джорджа Нельсона, Чарльза и Рей Имзов, Ээро Сааринена. «Время переизданий приходит, когда в современном дизайне наступает затишье – когда работы ХХ века по функциям, комфортности и создаваемым эмоциям оказываются лучше и сильнее работ современных дизайнеров», - утверждает президент Vitra Рольф Фельбаум.  К выставке Design Miami/Basel его компания приурочила запуск целой коллекции мебели того же Жана Пруве Prouve Raw. В нее вошли 17 предметов: стулья, кресла, табуретки, ширма, скамейка, две лампы, три стола, кушетка и др. Среди них есть и уже известные публике, и совершенно незнакомые. Они были разработаны дизайнером с 1930 по 1955 годы и либо изготовлены в единственном экземпляре, либо повторены незначительным тиражом. Теперь в течение года, начиная с октября 2011-го, будет выпускаться лимитированная номерная серия этих предметов. Лоранс Сегён из Patrick Seguin считает, что это будет только способствовать росту интереса к Пруве и дальнейшему процветанию галерей: «Vitra переиздает Пруве, потому что на него исключительно высокий спрос, и немногие могут себе позволить купить старую вещь его работы. Но есть достаточно много ценителей, которым не важно обладание раритетом, они хотят жить с этой мебелью, использовать ее, и для них современные выпуски классических работ – хорошее решение». Ее слова подтверждает и Рольф Фельбаум: «Дизайн – это не искусство и здесь нет подлинников, сделанных руками мастеров, и промышленных копий. Основополагающим для дизайна является массовое производство, и если современные предметы корректно повторяют старые, то они – тоже подлинники».

 

Сразу несколько галерей посвятили свои стенды целиком дизайну из Скандинавии, среди них – парижская галерея Eric Philippe, которая прославилась открытиями в области французского ар деко и французской неоклассики 1940-х годов. В этом году на ее стенде в Базеле были уникальная лампа Алвара Аалто из французского Maison Louis Carre, редкий, нетиражированный резной шкаф работы Ханса Вегнера и диван одного из «праотцов» скандинавского дизайна Эрика Гуннара Асплунда. Не менее ценные и оригинальные предметы были также на стендах галерей Dansk Mobelkunst, Jacksons, Modernity. «Интерес к скандинавскому дизайну растет последние лет десять, - говорит владелец стокгольмской галереи Modernity Эндрю Дункансон, - но сейчас на рынке появляются действительно редкие, уникальные предметы. Цены на них высокие и падать не собираются». Один из примеров – пара финских бронзовых люстр 1940-х годов дизайна Пааво Тиннела, которые до этого висели в здании Хельсинкской биржи. Выставившая их нью-йоркская галерея Hostler Burrows в первый же день продала одну из люстр за 60 тысяч долларов. В чем причина такого интереса коллекционеров? «Раньше все думали, что скандинавский дизайн 1930-40-х годов – это второй сорт по сравнению с французским, - отвечает на этот вопрос Ким Хостлер. – Теперь многие убедились, что это не так: это оригинальный, уникальный дизайн. И после периода высокого интереса к промышленно произведенным вещам, знакомым публике по книгам, пришло время редких, неизвестных предметов и дизайнеров». «Кроме того, - добавляет ее партнерша Джульет Берроу, - все привыкли к лаконизму и подчеркнутой функциональности финского дизайна, но он бывает и очень декоративным. Как эти люстры, например».

 

С тех пор, как в 2007 году авторитетная нью-йоркская художественная галерея Gagosian заказала дизайнеру Марку Ньюсону столы и стеллажи из каррарского мрамора, натуральный камень стал все чаще и чаще появляться в работах современных дизайнеров. В Базеле галерея Kreo выставляла мраморные скамейки Мартина Шекели, галерея Mitterand+Cramer – серию мраморных подсвечников Stonetouch, галерея Carpenters Workshop – маленькие столики из мраморных спилов дизайна Роберта Садлера. А на стенде галереи Caroline Van Hoek из Брюсселя демонстрировались броши и колье из мрамора и оникса такой тонкой работы, что его куски казались задрапированными кусками шелка или марли. Один из их авторов дизайнер Николас Ченг так объясняет популярность «каменного дизайна»: «Камень – такой традиционный материал, что просто интересно сделать из него что-то новое, непривычное. Чтобы камень в наших украшениях стал почти невесомым, пришлось использовать и ремесленные техники, и передовые технологии». Другое объяснение популярности камня в современном дизайне дает Эрика Оман, директор Johnson Trading Gallery. Ее галерея выставила скамьи, стулья, столы из гранита, сделанные дизайнером из Великобритании Максом Лэмбом. Все они были проданы за пять дней выставки по цене от 25 до 60 тысяч долларов. Также галерея получила несколько заказов на последующие работы Лэмба в этом направлении. Ее мнение: «Камень – это элегантный и естественный материал, одинаково привлекательный для всех. Он делает любую вещь скульптурой, и такие вещи способны заинтересовать не только любителей дизайна, но и коллекционеров современного искусства. А то, что камень непривычно видеть в предметах дизайна – это только плюс».