25 апреля 2018

Милан 2018: по горячим следам

Самое яркое  впечатление на iSaloni 2018?

Самое яркое впечатление для меня – всегда самое первое. А изучение новинок Миланского салона я уже много лет начинаю за день до открытия самой выставки, т.е. с вневыставочной программы, и с одного и того же павильона, с одного и того же бренда. Это компания Moooi, голландский дизайнерский бренд, совладельцем и арт-директором которого является Марсель Вандерс. Марсель обладает безукоризненным вкусом и безукоризненным чувством трендов. Он очень хорошо осознает, куда движется дизайнерский мир, очень четко этому соответствует, даже предвосхищает во многом. И временная экспозиция, которую он делает для Moooi и которая каждый раз на неделю открывается в Милане всегда в одном и том же месте в зоне Тортона – это экспозиция площадью более 1000 квадратных метров. В этом году там была запущена коллекция обоев с запоминающимися рисунками на тропическую тему, геометрическим паттерном, с рельефом – это очень запомнилось. Плюс там были представлены два жилых пространства, которые представляли идеальную квартиру из предметов Moooi и идеальный офис – то есть из вещей одного и того же бренда, в общем-то из одних и тех же вещей, было составлено два очень разных интерьера. Также там присутствовал проект «Музей вымерших животных», который правильнее было бы назвать «Музеем несуществующих животных», потому что его главные экспонаты, скорее всего, никогда не существовали. И новые вещи – это фантазии на тему не существовавшего прошлого. Мне кажется, что Moooi – это какой-то неиссякаемый источник вдохновения, я всегда планирую зайти туда на 20 минут и всегда зависаю там на два часа, и этот год не стал исключением.

Какие тенденции в дизайне интерьера  прослеживаются особенно ярко?

На мой взгляд, совершенно определенно есть две главные и долгосрочные тенденции, и обе они – ретро. Первая – это возвращение и реинкарнация стиля 1970-х годов. Я уже неоднократно об этом говорила и писала, и это действительно глобальный тренд, не краткосрочный, не сиюминутный, который будет определять ближайшие пять, а может быть, и десять лет в дизайне интерьера. И этот тренд не исторический, то есть речь не идет о копировании интерьера семидесятых годов, речь идет о том, чтобы взять оттуда приемы, темы, какие-то цветовые сочетания и их интерпретировать в современном ключе. Решения получаются очень-очень интересные. И второй тренд – это «неомемфис», это обращение к дизайну уже 1980-х годов, к их стилистике, их геометрии и их логике, заданным в 1980-е годы главным дизайнером того времени Этторе Соттсассом и его единомышленниками из группы «Мемфис».

Тренд-фаворит?

Мне всегда трудно выделить один из трендов, поскольку хороши обычно комплексные идеи, и самые красивые интерьерные решения получаются при сочетании трендов. Мне, например, очень нравится использование одновременно крупных и мелких рисунков. Очень нравится использование меха: и короткого, и особенно длинного, лохматого,  иногда похожего на искусственный, иногда действительно искусственного – это очень приятно выглядит, немножко смешно, отсылает к чему-то знакомому и близкому. Также есть тренд на использование в интерьере минералов или их имитации, что выглядит эффектно. Это может быть и малахит, и лазурит, и аметист, какие-то яркие и роскошные, по-настоящему роскошные камни, и это такие яркие пятна природных красивых цветов: глубокого синего и зелёного, бордового. И сюда же можно отнести все использование цветного мрамора, которое тоже продолжает процветать. А все вместе – это и есть возвращение в 70-е, которое определяет дизайн в наше время.

Коллекция какого  бренда / дизайнера понравилась вам больше всего? Что в ней особенного?

Мне всегда очень нравится стенд Kartell, это крупнейшая компания, работающая с пластиком. Ее арт-директор Ферруччо Лавиани – мой хороший друг, и мне кажется, что он, как арт-директор, отвечающий за оформление стенда и за формирование ассортимента, всегда показывает просто самые сливки, самые жирные тренды, тренды будущего. И в этом году он тоже так сделал, и стенд выглядел хотя и просто, но очень эффектно, и представленные в нём модели были интересны, причём с разных точек зрения: там была коллаборация с текстильном дизайнером, и, соответственно, красивые принты на тканях; и коллаборация с модным брендом: это светильник, который был сделан совместно с Moschino в форме их фирменного мишки; там были и супер-новые технологические разработки: это гибкий шпон, из которого Филиппом Старком сделаны четыре модели кресел, которые выглядят как деревянные и действительно являются деревянными, но шпонируется в данном случае не какая-то основа из плиты или древесного материала, а пластик. И это абсолютная инновация. Там же была красивая посуда из пластика, имитирующая или намекающая на хрустальную, дизайн Патриции Уркиолы. Там же был стол из композитного материала, который может служить одновременно и рабочим столом, и кухонным, с интегрированной варочной поверхностью. То есть в целом эта коллекция очень разнообразна и очень богата смыслами, она показывает направления, куда может и будет развиваться дизайн в ближайшие годы. Не в смысле стилей и трендов, а в смысле социальных явлений, социальных сдвигов.

Что бы вы назвали разочарованием года?

Несколько разочаровала EuroCucina, где было не так много новинок, не так много интересных, ярких моделей. Хотя надо признать, что было несколько потрясающих премьер, в частности, японские кухни Sanwa. Также мне понравились итальянские кухни Abimis и португальская марка мебели Sachi, производящая мебель для улицы, которые сделала уличные кухни.

Есть ли кто-то из  молодых дизайнеров, чья коллекция стала для вас открытием?

Я думаю, что мало кто увидел вживую эту коллекцию, но она очень мне понравилась, еще когда я только получила пресс-релиз и посмотрела просто картинки. Потом я пошла посмотреть ее на одну из площадок дизайн-кластера Ventura Future. Это новый бренд, который называется Mingardo. Он существует уже три или четыре года, и их коллекция небольшая, но очень эффектная. В этом году представлены новое кресло, стеллаж, торшер, подвесной светильник и ряд декоративных стенных панелей. Все они сделаны с применением латуни, но сочетание материалов в них очень интересное: латунь матовая, латунь полированная, латунь черненая, латунь оксидированная голубая. И их геометрия очень богата на ассоциации – отсылает одновременно и к 1920-30-м годам, ко временам ардеко, и к 1970- 80-м, к тому же «неомемфису». Это очень интересно.  А, собственно, новое имя – это Франческа Биази, арт-директор этой компании, которой нет еще и тридцати и которая таким образом прекрасно начинает свой путь в дизайне.

Что вас удивило / произвело самое сильное впечатление в рамках iSaloni 2018?

С первого дня выставки было понятно, что на ней очень много посетителей, гораздо больше, чем было в предыдущие годы. И финальные цифры, которые я уже получила от организаторов, говорят о том, что действительно людей было крайне много, был побит рекорд количества посетителей Миланского мебельного салона: на выставке побывало 434 тысячи человек. Относительно прошлого года был рост на 26%, относительно рекордного 2016 года был рост на 17%. И это еще раз подтверждает, что Миланский мебельный салон -- главная выставка мебели и дизайна в мире.