12 июля 2016

Есть ли будущее у российского дизайна? Мое мнение и мнение нескольких российских дизайнеров

Вот несколько мнений, которые показались более здравыми (в квадратных скобках - мои комментарии). Выжимки из моего выступления - в самом конце. 

 

Дима Логинов, промышленный дизайнер:

- Конечно, у российского дизайна есть будущее. Для этого просто нужно время: мы слишком молодая дизайнерская нация. Если российские производители именно сейчас задумаются о том, что кризис – это лучший момент, чтобы завладеть рынком, тогда они смогут сделать продукцию своих производств конкурентоспособной по сравнению с европейскими товарами. Если они будут спать, как это делает большинство, то тогда все произойдет несколько позже. Меня радует, что в этом году у меня появился первый проект в России. [До этого Диме заказывали проекты в основном иностранцы].

 

Надя Зотова, интерьерный дизайнер, руководитель студии Enjoy Home:

- Наше дизайн-бюро в основном занимается частными интерьерами. Пять лет назад мы начали сотрудничать с российскими производителями [тут Надя, конечно, имеет в виду не фабрики и не производителей серийной продукции, а ремесленников, работающих под заказ – с ними в России действительно все более или менее. ОК], и за последние два года проектов, в которых принимают участие местные мастерские, становится больше. Кроме того, я вижу интерес заказчиков к такому сотрудничеству. С одной стороны, это сложно, ведь нужно спроектировать не только архитектурное и инженерное решение, но и мебель, и освещение. С другой – это очень интересно, потому что получаются уникальные проекты, созданные под конкретные нужды клиента, которые позволяют нам реализовывать любые фантазии, не ограничиваясь бюджетом и вопросами доставки. Я вижу в этом значимую перспективу в развитии дизайна.

 

Анастасия Панибратова, архитектор, руководитель студии /anastasiyapanibratova/:

- Во всех своих проектах с самого начала профессиональной карьеры я всегда создавала авторские вещи и работала с российскими производителями. Это позволяло мне не ограничивать свою фантазию, а учитывать только сроки и финансовые обязательства перед клиентом. Меня очень радует, что, наконец, все стали обращать внимание на отечественное производство. Я не буду оригинальной: кризис – это момент развития. Очень удобно, когда ты можешь инвестировать в российское производство, чем я и занимаюсь сейчас для реализации своих проектов и интерьеров коллег. [Тут Настя, конечно, тоже говорит больше об индивидуальных изделиях на заказ для конкретных интерьеров. Но вот то, что она развивает сейчас – это декоративные ароматические свечи для интерьера, и это уже по-настоящему свое и тиражное. - ОК]

 

Вадим Кондрашев, архитектор, руководитель бюро Archido, совладелец Concorde Gallery:

- Будущее российского дизайна для меня – абстрактный вопрос, потому что я верю в будущее конкретных людей – Димы Логинова, Насти Панибратовой, свое… Когда эту  проблему поднимают на государственном уровне или городском, то дизайн превращается для меня в загадку: почему, обсуждая дизайн на Неделе дизайна, мы сидим не на дизайнерских стульях и не за дизайнерским столом? [Совершенно согласна!]

 

Екатерина Елизарова, дизайнер, член Международной ассоциации дизайнеров (IAD):

- Я считаю, что нужно пересматривать всю систему. Не хватает промышленных мощностей, не хватает амбициозных дизайнеров, которые бы учили новое поколение. Почему Италия так продвинута? Потому что государство инвестировало в эту национальную идею. Мы должны правильно образовывать, иметь прокаченные технологии, должны получать государственные инвестиции. Тогда через пять лет мы добьемся более результативных вещей. [Я бы сказала: на бога надейся, да сам не плошай. Но такое равнодушие к дизайну на государственном уровне – это действительно ни в какие рамки. Да за одно то, как оформляется Москва последние года полтора-два и как развращается этой вакханалией безвкусицы вкус рядовых граждан – руки бы поотрывать. Если ничего не делается, так хоть бы не мешали. ОК]


 Диана Балашова, дизайнер интерьеров:

- Я много работаю в Европе [как дизайнер интерьеров, имеется в виду - ОК], где стараюсь использовать в проектах авторские предметы, поэтому у меня есть возможность сравнить, как создаются такие штучные вещи. Отмечу, что наши производители делают это гораздо лучше.

- Нормальный вектор развития для любого европейского дизайнера интерьера – это запуск собственных интерьерных линий. Мы тоже могли бы, и, я уверена, многие мои коллеги бы хотели. Но тут главная наша проблема – недоверие к российскому производителю: нет понятной системы договоров, не ясно, как на этом можно зарабатывать. Также, когда дизайнеры начинают сами выпускать предметы и мебель, они сталкиваются с проблемой сбыта своей лимитированной серии. Дизайнер выпускает особенный продукт, который не купит обыватель, а коллеги-«интерьерщики» зачастую тоже не готовы его покупать. [Я так понимаю, что Диана имеет в виду, что у других дизайнеров интерьера включается что-то вроде зависти: а чегой-то я ее мебель покупать буду, я сам могу не хуже. На мой взгляд, проблема еще и в другом: авторская мебель и предметы интерьера – слишком авторские, и профессионалам высокого класса просто не нужно с этим работать, это не вписывается в их стиль и манеру. А остальные, «середнячки», назовем их так, мне кажется, охотно купят мебель от российских «мэтров». Коллекции обоев Яны Светловой и Анны Муравиной – наглядные примеры.]


 Вячеслав Хомутов, архитектор, дизайнер, руководитель студии Haubaus:

- Я два раза пытался запустить мебельное производство, и у меня не получилось. За всю мою практику никто из производителей не обратился ко мне, чтобы что-то спроектировать. И вот совсем недавно ко мне стали обращаться мебельные салоны, которые сегодня теряют обороты: придумай что-нибудь! Возможно, это странный ход, но ведь он может стать первым шагом. Нам [дизайнерам] не хватает менеджерского таланта и стремления к этому [к решению организационных вопросов и всякого рода управленческой работе - ОК]. Я всегда говорю, что моя задача - создавать из бардака порядок.

 

Владимир Федосеев, креативный директор коммуникационного агентства Otvetdesign:

- Дизайн-образование в большей степени отсутствует в нашей стране, хотя, конечно, есть и прекрасные примеры, такие как Британская высшая школа дизайна. Методики, которые используются в вузах, устарели, и выпускники не решают практические задачи. Они не понимают, что им делать и куда идти.

 

Ну и мои пять копеек.

Ольга Косырева, создатель и руководитель Дизайн-лектория, историк дизайна, эксперт в современном дизайне:

- С 1990-х годов Россия развивается во всех областях семимильными шагами, мы на ускоренной перемотке проходим те этапы, которые Европа проживала с начала XX века. Тем не менее, нам – и дизайнерам, и производителям, и потребителям – требуется время на развитие, формирование, принятие дизайнерских ценностей, культуры, адаптацию к технологическим возможностям. С другой стороны – в последние годы я вижу взрывной рост в области таких видов дизайнерской деятельности как дизайн-крафт [ремесленничество в дизайне, когда дизайнерские предметы изготовлены ремесленным способом, или даже когда дизайнер и изготовитель – одно лицо], дизайн в формате ателье, несерийный дизайн. Я думаю, что количество разнообразных примеров обязательно должно перерасти в качество. Экономическая ситуация в стране способствует тому, чтобы потребитель участвовал в развитии российского дизайна, и если так будет продолжаться, то результаты отечественного производства будут востребованы.

Мы привыкли думать, что дизайнер создает свои работы для абстрактного производителя и ищет пути взаимодействия с производством. При этом все выпускники Академии дизайна в Эйндховене, за которыми я наблюдаю уже пять лет, не стучатся в двери таких  компаний, как Moooi, а начинают развивать свой дипломный проект, превращая его в продукт или услугу на дизайнерском рынке, и сами выступают в роли предпринимателей и изготовителей. Это другой способ, другой путь развития дизайнерской индустрии, и в России большинство дизайнеров идут именно им. Это пост-индустриальный путь развития, и на данный момент, мне представляется, он даже более прогрессивный, чем традиционный, когда независимые дизайнеры работают на индустрию и выступают в несколько второстепенной роли.