27 Апр 2012 | ПУБЛИКАЦИИ

Большая перемена

| ПУБЛИКАЦИИ
Большая перемена

Миланский мебельный салон 2012 года однозначно свидетельствует, что дизайн меняется по мере того, как меняются образ жизни и образ мыслей его потребителей.

Текст: Ольга Косырева

Опубликовано в газете "Ведомости" в апреле 2012 г.

Slowing down и simple life – понятия, уже не требующие перевода: мы, городские жители, так устали от скоростей и технологий, что создаем новый культ – культ простоты и неторопливости. В дизайне этому стремлению тоже нашлось место, доказательство чему – множество «простых» вещей, практичных и функциональных, без лишнего декора, без роскошных отделок и поверхностей, зачастую выглядящих почти как IKEA. Немало таких вещей было среди новинок, представленных в Милане на мебельном салоне. Взять хотя бы коллекцию кроватей  Паолы Навоне для Letti&Co – десять моделей в мятых льняных и словно немного потертых бархатных обивках. Или деревянные стулья с гнутыми спинками, похожие на старые венские – серия Ec от Fasem. Их спинки, задние ножки и поручни сделаны из гнутого дерева, так же, как у венских стульев, но форма и цвет этих элементов - очень современные, что сближает их со скандинавской мебелью; стулья “тонет”, или венские, что одно и то же – это самые ранние примеры функциональности и лаконичности в дизайне, были придуманы в середине 19 века. А также компьютерный стол-секретер La Secrete от Ligne Roset, у которого внизу болтается перекладина для ног – для того, чтобы просто удобнее было просто качать ногой.

Другой культ наших дней – это культ еды. Еда перестала быть семейным или личным делом, а стала моментом общения и совместным времяпрепровождением. Все больше людей не только с удовольствием готовит и опробует новые рецепты, но и делится друг с другом секретами, впечатлениями и удовольствием от трапезы. В результате дизайнеры предлагают все новые и новые столы не просто для принятия пищи, но для посиделок, выпиваний и дружеского общения. Объединяет их одно: большие и очень большие размеры. Например, за уличным столом из коллекции Marina от Extremis может поместиться 44 человека, его длина – двенадцать метров. Не менее примечателен и шестиметровый стол Heelgroot Джуста ван Велдрьюзена, с цельной деревянной столешницей. Название его переводится просто: «Очень большой».

Многочисленная мягкая мебель все реже имеет жесткую прямоугольную геометрию, и все чаще и чаще для нее выбираются мягкие «мятые», неправильные формы, иногда повторяющие форму накидки или подушки. Таковы многие диваны, кровати и кресла компании Ivanoredaelli  - с пухлыми, словно надутыми, изголовьями. Такова модель Panama от Baxter – просторные лежанки, словно накрытые одеялом из мягких шкур, с мягким бруском-спинкой посередине. Или диван M.A.S.S.A.S дизайна Патриции Уркиолы для Moroso, форма которого построена на треугольниках вместо привычных четырехугольников. Иногда этим новые диваны и кресла похожи на те, что делались в 1960-е годы. Тогда дизайнеры исследовали возможности новых пластичных материалов, а потребители начинали вести более расслабленный, неформальный образ жизни, для чего им требовалась такая расслабленная, не жесткая по формам мебель. Наглядный пример – диван Duvet и кровать John-John от Poltrona Frau. У первого – спинка похожа на пуховые подушки или одеяло, отсюда и название, у второго спинка кровати сделана как будто из двух подушек, похоже на диван, сделанный Вико Маджистретти для Cassina в 60-е годы, когда мебель-транформер только появлялась. Компания  Moroso тоже представила кресла и диваны, как будто составленные из подушек – серия Zabuton  дизайна Nendo.

Различного мусора, отходов, старых и отслуживших свое вещей становится все больше и больше, а ресурсов и материалов, из которых можно было бы делать новые – все меньше и меньше, и они обходятся дороже. Использовать новую древесину, плавить и обрабатывать металл, переводить нефть и прочие натуральные ресурсы на пластик и т.п. просто НЕЭТИЧНО, если можно этого не делать и использовать уже существующие вещи или их элементы! К тому же их добыча и производство обедняют и загрязняют нашу планету. Поэтому во всем мире так актуальны ресайклинг – умная переработка и вторичное использование материалов и предметов, а также састейнабилити (sustainability), жизнь в согласии с природой. Например, Давид Рампанелли из дизайн-лаборатории Controprogetto объясняет это так: «“Эра выбрасывания” позади. Я все чаще и чаще вижу, что люди, вместо того, чтобы выбрасывать старые вещи, ищут способ сохранить их и повторно использовать. Мы с коллегами, в частности, собираем разные деревяшки, делаем из них плоские детальки одинаковой толщины и формы и составляем из них покрытия для поверхностей или новых вещей. И это делает новые вещи богаче, насыщеннее смыслами, ведь за каждой дощечкой стоит история. Некоторые из них взяты со сцены старого театра в Болонье, на них следы и вмятины от движения актеров и декораций по сцене. Разве это не прекрасно?» На Миланском салоне этого года этим темам уделялось немало внимания. В выставочном комплексе Rho Fiera компания Riva 1920 показывала два десятка вещей, сделанных из старых винных бочек, а также автомобиль из деревянных свай, простоявших несколько столетий в венецианской лагуне. [нет, н не ездит, это просто деревянная модель, пис оф арт, авторства Паоло Пининфарины, дизайнера Ferrari; толпы людей пришли посмотреть и фотографировались с этой тачкой все шесть дней выставки], Давид Рампанеллии его команда соорудили в Зоне Тортоне инсталляцию в виде гигантской мясорубки, которая перемалывала старую мебель и доски в разномастное, состоящее из отдельных деталей разного цвета и фактуры, но одинаковых по форме и толщине но симпатичное деревянное покрытие для мебели и пола. А в Spazio Rossana Orlandi голландский дизайнер Пит Хайн Эк выставлял свои новые столы с основанием из использованных труб, а Энрике Чинзано, наследник знаменитого клана – стол, зеркало, кресло и шкафы из дерева, стекла и коррозированного железа, сделанные по всем правилам и законам новой науки о бережном отношении к ресурсам. Почему Чинзано называет свою мебель sustainable, то есть дружественной природе? Она вся разбирается, складывается и перевозится в плоских упаковках, как ИКЕА, что сокращает расходы труда и энергии при перевозке; делается она частично из вторично переработанного металла, вторично используемого дерева, натурального клея домашнего производства, сырого льна, обработка дерева и металла производится натуральным уксусом, морской солью и пчелиным воском, то есть в ней нет ни грамма синтетики]

В Музее науки и техники был устроен Sodasteam Bar, где висела люстра из пластиковых бутылок – как символ того, что эти бутылки надо использовать только так, а газированную воду получать с помощью сифона. Авторы проекта утверждают, что одна домашняя установка-сифон делает ненужной покупку 550 бутылок с газированными напитками в год в одном домохозяйстве.

В Палаццо Клеричи архитектурно-дизайнерский журнал Domus при поддержке Audi провел выставку The future of making. В ее рамках было несколько интересных проектов, связанных с ресайклингом и поиском новых способов производства. В частности, в ней участвовал голландский дизайнер Dirk Vander Kooij, экспериментирующий с переработкой пластика и приспособивший устаревшего промышленного робота для изготовления стульев и прочей мебели. Отслужившие свое пластиковые вещи размельчаются в гранулы, которые плавятся, и из расплавленной массы робот по заданной программе выкладывает стул или стеллаж, как будто выдавливая ее из тюбика ровными слоями. Там же показывались публике некоторые социально-дизайнерские инициативы, направленные на то, чтобы сократить количество выбрасываемого мусора и прочих отходов: Crow Works – программа, по которой ворон обучают собирать выброшенные металлические крышки от бутылок; Secondhandshops.com – самая большая в мире сеть секонд-хендов, где продается не только одежда, но и мебель и прочие аксессуары для дома; PlayShop – компьютерная игра, в которой можно удовлетворить свой шоппинговый зуд, не покупая ничего, ну и, следовательно, продолжая пользоваться старыми вещами вместо ненужных новых. Кураторы этой секции – исследовательская компания Droog Lab из Нидерландов – формулируют свою общественную позицию так: «Что если подоходный налог будет заменен налогом на первично используемые, сырые материалы?»

Русские в Милане

На выставке работ молодых дизайнеров – Salone Satellite – новая модель петербурженки Светланы Агиян вошла в шорт-лист Salone Satellite Award 2012. Это колыбель из двух прозрачных пластиковых полусфер, вставленных одна в другую. В основу конструкции положен принцип неваляшки.

Евгений Полянцев, архитектор и профессор МАРХИ, уже несколько лет разрабатывает предметы для итальянской компании Emmemobili. В этом году на ее стенде был представлен новый стол Fresko из многослойной древесины.

DuPont Corian и российская компания «Артишок», специализирующаяся на обработке искусственного камня, провели в Милане выставку Corian® springs Russian design – «Corian празднует весну российского дизайна». Пять коллективов из России представили интерьерные объекты, сделанные из кориана: кровать, скамьи, этажерки и несколько столов. Среди участников были известные московские архитекторы и дизайнеры Владимир Кузьмин, Владислав Савинкин и Мила Фидельман, Левон Айрапетов, Вера Бутко и Антон Надточий из студии «Атриум».

В ежегодном выставочном проекте, организуемом итальянским журналом Interni, в этом году приняли участие архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов (бюро Speech Tchoban & Kuznetsov, Германия). Их инсталляция называлась Architect’s Eye и представляла собой большой зеркальный шар со зрачком, обращенным то на посетителей, но на архитектуру вокруг, то в небо – метафору взгляда архитектора на мир.