08 Фев 2012 | ПУБЛИКАЦИИ

10 произведений искусства, которых нельзя купить в Москве

| ПУБЛИКАЦИИ
10 произведений искусства, которых нельзя купить в Москве

В бельгийской столице в 57-й раз прошла Брюссельская ярмарка антиквариата и изящных искусств – BRAFA.

Опубликовано в журнале Forbes в феврале 2012 г.


Автор текста: Ольга Косырева


Самым обсуждаемым на ярмарке был стенд галереи Ronny van de Velde из Антверпена. В первую очередь – благодаря «Музею в масштабе», собранию кукольного размера комнат, каждую из которых один из современных бельгийских художников оформил уменьшенными копиями своих произведений и в целом в соответствии со своим вкусом. Но «музейная» часть продаже не подлежала. А среди остальных экспонатов безусловным хитом была «Коробка в чемодане» (Boite-en-valise) Марселя Дюшана, первопроходца в современном искусстве, практиковавшего разные, самые оригинальные формы художественного высказывания.  В этой картонной коробке, изготовленной самим художником в 1941/42-1954 годах, собраны миниатюрные реплики и калотипии (особым образом сделанные фотоизображения) 68 работ Дюшана разных лет. В том числе и писсуар, которым этот автор знаком широкой публике.
В один из первых дней работы ярмарки «чемоданчик» был продан за 150 000 евро.
www.guypietersgallery.com

На стенде лондонской галереи Mullany в первую очередь публика охала и ахала вокруг двух  средневековых скульптур – терракотовой «Пьеты» 17 века, происхождением из французского шато в Долине Луары, и Богоматери Кальвэрской середины 15 века, одного из надгробных изваяний графов Валуа в Бургундии. Цена каждой из этих фигур переваливала за полмиллиона евро, а выглядели они на удивление современно, вторая - даже несколько минималистично. В их тени скромно стоял небольшой настольный несгораемый ящик (Strong Box) - что-то вроде сейфа для ювелирных украшений - немецкой работы, датированный 1655 годом. Ящик с двумя дверцами, восемью ящичками и потайным секретным отделением, а также с сохранившимися оригинальными ручками, замками и ключами, снаружи обит железными пластинами, а внутри отделан двумя видами кости, в том числе слоновой, с ювелирно выгравированными рисунками. Коллекционер, предметом интереса которого являются именно такие сейфы, не раздумывая выложил за него 35 000 евро.
www.mullanyfineart.com

Самой авторитетной из представленных на BRAFA ювелирных галерей была бельгийская Epoque Fine Jewels, а самыми ценными ее экспонатами – работы французского ювелира начала ХХ века Рене Лалика. Этот мастер предпочитал эмаль и полудрагоценные камни золоту и бриллиантам , и его работы являются наглядным доказательством того, что в ювелирных украшениях мастерство автора гораздо важнее наличия драгметаллов и размера камней. По свидетельству Елены Веселой, российского эксперта в области ювелирного искусства, произведения Лалика являются самыми дорогими по соотношению конечной цены и стоимости материалов. В этом можно было убедиться и в Брюсселе: главными украшениями подвески из четырех стрекоз (1903) и собачьего ошейника с цветами чертополоха (ок.1900) были не паве из бриллиантов, а тончайшей работы голубая и сине-зеленая эмаль, в том числе в технике "плик а жур" (пропускающая свет), а также крупный овальный аквамарин в подвеске.
Для ориентира – на аукционах цены на подвески и броши Лалика находятся в интервале между 60 000-80 000 евро.
www.EpoqueFineJewels.com

Специалист по традиционным персидским коврам, владелец брюссельской галереи  N.Vrouyr Кристиан Вруйр показал на BRAFA совершенно неожиданные минималистские иранские килимы (безворсовые ковры с двухсторонним рисунком) из глухой североиранской провинции Мазандаран. На протяжении всего 20 века эта провинция считалась неинтересной с точки зрения коврового производства, хотя еще в древней книге, изданной в 982 году, тканье одного из ее городов было упомянуто как высококачественные. И только совсем недавно, лет 10 назад, килимы из Мазандарана были заново открыты западными дилерами. Большинство выставлявшихся на стенде Вруйра килимов относятся к концу 19 – началу 20 века и приведены в книге Парвиза Танаволи «Неизвестный минимализм» (2011). Цены на них невелики и начинаются чуть ли не с тысячи евро.
www.vrouyr.com

Довольно неожиданно выглядел среди западноевропейского и в основной массе не очень близкого нам, русским, антиквариата целый стенд русских икон. С удивлением и любопытством, видимо, заходили на него и постоянные посетители BRAFA, тем более что мюнхенская галерея Brenske впервые участвовала в этой ярмарке. Зато сразу очень успешно – в первые же дни они продали несколько икон в ценовом диапазоне 40 000 - 60 000 евро за каждую. Русских покупателей, тем не менее, среди них не было. И владелец галереи Стефан Бренске, специалист по русским иконам уже во втором поколении, признанный в Европе эксперт и автор нескольких книг, жалуется, что русские всегда ищут либо очень древние иконы, либо иконы конкретных святых, а на действительно стоящие вещи обращают мало внимания. В частности, его фаворитом на стенде была Божья Матерь Курская «Зна́мение» 18 века - непривычно яркая, в красном наряде и вся в завитках ярко-зеленых листьев. Это извод (вариант) самой почитаемой в Русской Зарубежной Церкви иконы, также известной как Одигитрия русского рассеяния.
www.brenskegallery.com

Также впервые принявшая участие в BRAFA француженка Кароль Тибо-Померанц известна как один из главных в мире экспертов по антикварным обоям: именно она заставила искусствоведов признать обои разновидностью декоративно-прикладного искусства и ввела моду на эти сравнительно редкие элементы декора. Обои в ее коллекции – самые разные, от грандиозных ампирных полотен на темы «Метаморфоз» Овидия (стоимостью порядка 300 000 евро) до выглядящих вполне современно небольших фрагментов бумажных обоев 1920-30-х годов в стиле ар деко (одна панель размером 70 на 85 см – 5500 евро). Одним из шедевров, представленных на стенде, была сцена «Охоты в Шато де Компьень: Пикник» размером 225 на 275 см и стоимостью в 100 000 евро. Эти панорамные обои напечатаны в 1812-1815 годах по рисункам Карла Вернэ с использованием деревянных досок, а в наши дни перенесены на холст с подрамником – так что в современном интерьере им будет больше соответствовать роль художественного произведения, нежели собственно стенного покрытия.
www.antique-wallpaper.com

Стабильный интерес в арт-среде в Европе и Штатах вызывают комиксы,  под которыми там понимают любую «повествовательную» или иллюстративную картинку, не обязательно смешную. В этом жанре есть свои любимые персонажи – таков, например, Тинтин, бельгийский репортер с запоминающимся чубчиком; есть свои мэтры – например, Филипп Гулюк со своим героем-котом;  есть свои рекорды – так, альбом с первым появлением Супермена из коллекции актера Николаса Кейджа ушел на аукционе за более чем 2 млн долларов. И особенное развитие культура комикса получила во франкоязычном мире. В Брюсселе героям знаменитых комиксов ставят памятники на улицах, а художники расписывают комиксами здания, повышая тем самым престиж отдельных кварталов. На BRAFA специализированная галерея Petits Papiers (Брюссель) представила графические и живописные работы Франсуа Авриля, нашего современника. Цены на них находятся в диапазоне от 2500-3000 до 11 000 евро, и около десятка работ со стенда было куплено в первые же дни. Причина, по мнению владельца галереи Алена Юберти, проста: «Его работы понятны и нравятся всем, от 18 до 80, и чтобы их покупать, не нужно быть коллекционером и большим специалистом в области современного искусства».
www.petitspapiers.be

Древневосточные, древнеегипетские и античные раритеты – это профиль галереи Phoenix Ancient Art (Женева – Нью-Йорк). Судя по стенду, в этой области тоже бывают открытия (хотя многим из представленных «новинок» исполнилось уже по две-три тысячи лет), а среди древних художников тоже были мастера и подмастерья. Так, роспись на древнегреческих вазах обычно исполняли минимум в четыре руки, поскольку глину надо было успеть расписать еще влажной – и теперь у вазы с Аттики, 5 века до нашей эры, есть лицевая сторона, на которой рисовал мастер, и тыльная, отданная на откуп ученикам. И это видно невооруженным глазом.  Рука мастера видна и в одном из самых древних на стенде эгейском мраморном «Женском идоле» с Кикладских островов, относящемся примерно к середине 3 тысячелетия до нашей эры. Его исполнил безусловный мастер – настолько поза и индивидуальность фигуры отличаются от других ей подобных. Более доступные пониманию простого смертного экспонаты – это, например, бронзовая фигурка Геркулеса, держащего в руке яблоко Гесперид, 1 века нашей эры. Или фрагмент древнеримской эротической фрески, тоже 1 века от Рождества Христова (он же относится к числу более доступных по цене – галерея просила за него «всего» 300 000 евро).
www.phoenixancientart.com

Также предметом стойкого интереса коллекционеров во Франции и Бельгии являются ритуальные скульптуры и маски из Африки – еще с тех времен, когда обе эти страны имели свои колонии на черном континенте. Словно в доказательство популярности этого вида примитивного искусства (которое в Европе принято политкорректно называть неевропейским), экспозиция специализированной галереи Didier Claes (Брюссель) была практически полностью распродана еще до окончания ярмарки. Ее главным хитом был двухметровый каменный «Идол монолитный антропоморфный» племени Экой из Южной Нигерии. Культовому монолиту примерно 1000 лет, он является персонификацией основателя рода и когда-то хранился в святилище. Информированные источники утверждают, что его стоимость составила 250 000 евро.
www.didierclaes.com

На стенде парижской галереи alb Antiquités среди европейской дизайнерской мебели ХХ века выделялся огромный резной буфет из березового дерева со львами, рыбами, птицами, цветочными бутонами, завитками и прочим очень знакомым нам декором. Изготовлен он в Талашкино – смоленском имении княгини Тенишевой, которое хозяйка в конце 19 – начале 20 века превратила в центр российской художественной жизни, организовав там художественно-промышленные мастерские и возрождая традиционные крестьянские ремесла. Автором этого более чем двухметрового шкафа  является русский художник Сергей Малютин, член объединения «Мир искусства», предположительно являющийся также и автором росписи первой русской матрешки. За шкаф просили 230 000 евро, и он так и остался непроданным – при том, что в России вещей такого уровня и такой сохранности не найти днем с огнем. Недаром галерея Alb Antiquités посылала свои вещи на выставки даже в московский Исторический музей.
www.albantiquites.com